ОАО "РЖД" и международные железнодорожные организации

Международный комитет железнодорожного транспорта, ЦИТ (Соmite international des transports ferroviaires, CIT) – международная неправительственная организация (ассоциация), цели которой – развитие международного права в области железнодорожных перевозок на основе заключенных конвенций; разработка дополнительных правовых статей и материалов, связанных с решением споров по международным перевозкам; контроль за соблюдением правил перевозок грузов, багажа, пассажиров; стандартизация проездных документов.

Основана в 1902 г. Штаб-квартира – в Берне (Швейцария).

Официальные языки – французский и немецкий.

Полноправными членами ЦИТ являются 134 компании из 43 стран Европы, Азии и Африки. Комитет сотрудничает, прежде всего, с ОТИФ, МСЖД, Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, ОСЖД и другими международными организациями.

В качестве полноправных членов в ЦИТ могут вступить предприятия, которые осуществляют международные железнодорожные перевозки в соответствии с КОТИФ.

Основными целями ЦИТ являются:

  • гармонизация, единообразное применение и реализация международного железнодорожного транспортного права, прежде всего КОТИФ;
  • разработка Правил перевозок грузов, форм накладных, а также приложений к КОТИФ;
  • стандартизация правовых отношений между участниками рынка железнодорожных перевозок (клиентами, железнодорожными предприятиями и владельцами инфраструктуры).

Руководящим органом ЦИТ является Генеральная ассамблея. Она определяет политику и подход к стратегическому управлению ЦИТ.

Президент ЦИТ – Жан-Люк Дюфорно (ранее директор по правовым вопросам Французских железных дорог SNCF).

Генеральный секретарь ЦИТ – Чезаре Бранд.        

Представитель ОАО "РЖД" входит в состав Исполнительного комитета ЦИТ.

С 1 февраля 2010 г. Российская Федерация присоединилась к КОТИФ на условиях применения Единых правовых предписаний к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ) на участках железнодорожной инфраструктуры от причала паромного комплекса Балтийск до припортовой железнодорожной станции Балтийск Калининградской железной дороги (2,84 км), а также от причала паромного комплекса Усть-Луга до припортовой железнодорожной станции Лужская Октябрьской железной дороги (1,745 км).

В 2015 году Российская Федерация присоединилась к КОТИФ также участком железнодорожной инфраструктуры в районе порта Кавказ, что активнее позволит развивать железнодорожно-паромное сообщение с Турцией на линии Кавказ – Самсун.

После прохождения всех внутригосударственных процедур нормы КОТИФ и Единых правовых предписаний к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ), которые являются Приложением к КОТИФ, стали частью российской правовой системы, в связи с чем возникла необходимость практического использования норм и документов, применяемых в сфере действия ЦИМ.

В целях наиболее эффективного применения указанных документов для документального обеспечения перевозок грузов с использованием железнодорожно-паромного сообщения Усть-Луга – Балтийск – Зассниц президентом ОАО "РЖД" было принято решение о вступлении ОАО "РЖД" в члены ЦИТ.

Кроме того, ОАО "РЖД" является одним из основных разработчиков нормативной базы для использования унифицированной накладной ЦИМ/СМГС, разработанной в рамках совместного проекта ОСЖД и ЦИТ "Транспортно-правовая интероперабельность ЦИМ/СМГС".

С 1 мая 2010 г. ОАО "Российские железные дороги" считается действительным членом ЦИТ, имеет доступ и право использования всех руководящих документов ЦИТ, регулирующих применение международного железнодорожного транспортного права в сфере действия КОТИФ, а также возможность практически использовать действующие нормы ЦИМ.

В программе деятельности ЦИТ развитие тесного сотрудничества с ОАО "РЖД" является одним из основных направлений.

В ходе заседания Генеральной Ассамблеи ЦИТ в 2011 г. ОАО "РЖД" официально принято в состав одного из рабочих органов ЦИТ – Комиссии ЦИМ.

В качестве приоритетных проектов можно отметить:

  • развитие перевозок с использованием унифицированной железнодорожной накладной ЦИМ/СМГС, в том числе и транзитом по российским железным дорогам из/в Китая и Монголии;
  • организация перевозок с участием железнодорожно-паромного сообщения Усть-Луга – Балтийск – Зассниц, а также рассмотрение возможности осуществления перевозок по накладной ЦИМ в железнодорожно-паромном сообщении между портами Кавказ и Самсун (Турция). Для реализации данного проекта в рамках ЦИТ создана Рабочая группа "Мультимодальность", в работе которой принимают участие специалисты ОАО "РЖД", ДБ Шенкер, ОТИФ, судоходных компаний;
  • сотрудничество в области международного пассажирского сообщения в части гармонизации норм ЦИВ и СМПС.

Указанные направления сотрудничества имеют практическое значение для ОАО "РЖД" в связи с активной интеграцией в международный транспортный рынок и развитием ряда международных проектов, в том числе в части гармонизации транспортного права, развития международного железнодорожно-паромного сообщения и международных пассажирских перевозок, а также установления взаимодействия с железнодорожными перевозчиками, действующими в сфере ЦИМ и ЦИВ.

screenRenderTime=1