ОАО "РЖД" и международные железнодорожные организации

Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН)

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН) создана в 1947 году с целью экономического и социального развития Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Штаб-квартира ЭСКАТО расположена в Бангкоке (Таиланд).

Исполнительным секретарем ЭСКАТО с февраля 2014 г. является Шамшад Ахтар (Пакистан).

Членами ЭСКАТО (с правом решающего голоса) являются 53 государства, включая Российскую Федерацию и семь стран СНГ (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). 9 территорий АТР входят в состав Комиссии в качестве ассоциированных членов с правом совещательного голоса.

Высшим органом ЭСКАТО является ежегодно созываемая сессия (обычно в мае). Основное внимание на ежегодных сессиях уделяется важнейшим проблемам социально-экономического развития, ходу выполнения целей в области развития, поставленных в Декларации тысячелетия, развитию транспортной инфраструктуры, укреплению сотрудничества в сфере торговли и инвестиций, экологии, энергетики, водных ресурсов, статистики и обмена информационно-коммуникационных технологий и уменьшению опасности стихийных бедствий.

В составе комиссии действуют 8 профильных комитетов:

  1. Комитет по макроэкономической политике, борьбе с нищетой и всестороннему развитию.
  2. Комитет по торговле и инвестициям.
  3. Комитет по транспорту.
  4. Комитет по окружающей среде и развитию.
  5. Комитет по информационным и коммуникационным технологиям.
  6. Комитет по уменьшению опасности стихийных бедствий.
  7. Комитет по социальному развитию.
  8. Комитет по статистике.

О межправительственном соглашении по сети ТАЖД

В рамках ЭСКАТО на протяжении последних лет ОАО "РЖД" принимало участие в выработке межправительственного соглашения по сети Трансазиатских железных дорог (ТАЖД). Документ отражает общие интересы в создании сухопутного моста, соединяющего страны Азиатско-Тихоокеанского региона с европейскими странами, и позволяет использовать имеющийся ресурс мощности железнодорожного транспорта по обеспечению не только существующих, но и перспективных объемов перевозок вследствие расширения международной торговли.

Россия активно вовлечена в региональное железнодорожное сотрудничество. Транссибирская ж/д магистраль является "хребтом" сети ТАЖД и выполняет функцию основного транзитного моста, соединяющего Европу и Азию. Железные дороги России, вошедшие в сеть ТАЖД, сегодня полностью соответствуют техническим требованиям, предъявляемым к линиям международного значения. Габарит погрузки, разрешенная нагрузка на ось, тормозные системы и прочее отвечают необходимым требованиям по пропуску международных грузов, а во многих случаях имеют значительный запас по допускаемым нормативам Международного союза железных дорог (МСЖД). ОАО "РЖД" проводится большая работа по модернизации и развитию основных фондов инфраструктуры, и в первую очередь – на основных направлениях сети, которые совпадают с сетью ТАЖД.

О межправительственном соглашении по "сухим портам"

Кроме того, в 2010 г. Россия инициировала разработку межправительственного соглашения по "сухим портам". Проект соглашения был проработан государствами ЭСКАТО в ходе серии совещаний, профинансированных российской стороной, а затем принят на 69-й сессии комиссии в Бангкоке в мае 2013 г. Соглашение включает перечень функционирующих на сети ТАЖД логистических центров, спектр предоставляемых услуг, пропускную способность и др.

Об упрощении процедур международных перевозок

Транспортным отделом ЭСКАТО совместно со странами-членами ЭСКАТО проводится большая работа по упрощению процедур перевозок. В рамках этой работы секретариат ЭСКАТО создал две комплексные системы:

а) систему содействия упрощению транспортных операций;

б) систему помощи в сфере логистики.

В рамках проекта по инициативе и за счет российской стороны разработана Региональная рамочная программа по упрощению процедур международных железнодорожных перевозок. Подготовленная Российской Федерацией резолюция по принятию стратегии была одобрена 71-й сессией ЭСКАТО в мае 2015 г.

ОАО "РЖД" рассматривает сотрудничество с комиссией в качестве одной из важных составляющих внешнеэкономической линии на Азиатско-Тихоокеанском направлении. Акцент при этом делается на укрепление позиций в АТР, расширение участия в процессах экономического взаимодействия в регионе, использование возможностей ЭСКАТО для интеграции российских железных дорог в мировую транспортную систему. 

Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН)

Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) является органом ЕЭК ООН, регулирующим международное взаимодействие в сфере наземного транспорта стран членов ЕЭК.

В рамках своей деятельности КВТ осуществляет актуализацию конвенций и соглашений ЕЭК ООН в области транспорта, разрабатывает технические правила и нормативные документы, регламентирующие международные перевозки грузов и пассажиров автомобильным, внутренним водным и железнодорожным транспортом, а также облегчение условий перевозок.

Работой КВТ ЕЭК ООН руководит Отдел транспорта ЕЭК ООН, возглавляемый госпожой Евой Молнар.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2011 г. № 908-р утверждено межведомственное распределение обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности ЕЭК ООН и ее вспомогательных органах. Согласно Распоряжению ОАО "РЖД" наделено Правительством Российской Федерации полномочиями представлять интересы государства в данной межправительственной организации.

Таким образом, ОАО "РЖД" – фактически единственная компания, которая наряду с представителями правительств принимает участие в разработке системной транспортной политики в рамках ООН в европейском регионе. Это не только повышает авторитет Компании, но и укрепляет позиции Российской Федерации на крупнейшей региональной площадке ООН.

На постоянной основе специалисты ОАО "РЖД" принимают участие в деятельности следующих рабочих органов КВТ ЕЭК ООН:

  • рабочая группа по тенденциям и экономике транспорта (WP.5);
  • рабочая группа по железнодорожному транспорту (SC.2);
  • рабочая группа по интермодальным перевозкам и логистике (WP.24);
  • подкомитеты по перевозке опасных грузов (WP.15);
  • рабочая группа по таможенным вопросам, связанным с транспортом (WP.30);
  • рабочая группа по перевозкам скоропортящихся пищевых продуктов (WP.11);
  • группа экспертов по евроазиатским транспортным связям (WP.5/GE.2/ЕАТL);
  • группа экспертов по единому железнодорожному праву (GEURL).
screenRenderTime=2
screenRenderTime=2