ОАО "РЖД" в мировой транспортной системе

Сотрудничество с компанией "Сименс АГ"

Высокоскоростной электропоезд "Сапсан"

Поезд Сапсан

Договор подряда на разработку, изготовление и поставку 8-ми высокоскоростных электропоездов для организации высокоскоростного сообщения на линии Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород между ОАО "РЖД" и компанией "Сименс АГ" был заключен 18 мая 2006 г.

19 декабря 2011 г. ОАО "РЖД" заключило дополнительный контракт с немецким концерном "Сименс" на поставку восьми высокоскоростных поездов Velaro RUS ("Сапсан") и договор на их техническое обслуживание на срок 30 лет. В соответствии с контрактом поставлено 8 электропоездов.

Новые восемь составов, каждый из которых включает 10 вагонов, предназначены для эксплуатации на линии Москва – Санкт-Петербург. Отличительная особенность этих поездов заключается в наличии функции движения сдвоенных составов, что позволит увеличить провозную способность без увеличения числа пар поездов.

В сдвоенном режиме 20-ти вагонный состав составляет длину более 500 метров, поезд рассчитан на 1050 пассажиров. Это мировой рекорд. Поезда имеют 4 класса обслуживания пассажиров: VIP, премиум (первый), бизнес и туристический. Во всех вагонах предусмотрено подключение к сети Интернет.

На технические решения по электропоезду "Сапсан" получено более 60 патентов.

Техническое обслуживание электропоездов осуществляется в моторвагонном депо "Металлострой" Октябрьской железной дороги на основании отдельного договора. Депо по праву считается одним из лучших в Европе.

Договором предусматривается осуществление компанией "Сименс АГ" всего спектра работ, направленных на обеспечение постоянной эксплуатации электропоездов "Сапсан", включая техническое обслуживание и ремонт на весь срок их эксплуатации (30 лет).

В настоящее время в эксплуатации находятся 16 электропоездов "Сапсан", эксплуатирующихся на направлении Москва – Санкт-Петербург – Москва. За период эксплуатации поездов (с 17 декабря 2009 г. по 31 мая 2016 г.) перевезено более 19,7 млн пассажиров, использование вместимости поездов достигает 100%. В августе 2014 г. начато коммерческое использование сдвоенных (20 вагонов) высокоскоростных поездов "Сапсан". За период эксплуатации поездов в направлении Москва – Нижний Новгород – Москва перевезено более 3,1 млн пассажиров.

Скоростной электропоезд "Ласточка"Ласточка

Электропоезд серии ЭС1 "Ласточка" (Desiro RUS) производства компании "Сименс АГ" (Германия)

В соответствии с условиями договоров от 17.12.2009 г. № 1101 и от 21.10.2010 г. № 950, заключенных между компаниями ОАО "РЖД" и "Сименс АГ", предусматривалась разработка и поставка в Российскую Федерацию 54 пятивагонных электропоездов серии ЭС1 "Ласточка": 45 электропоездов (№№ 001 – 045) в исполнении "Стандарт", 9 электропоездов (№№ 046 – 054) в исполнении "Премиум". Все 54 состава поставлены в РФ и находятся в эксплуатируемом парке ОАО "РЖД".

23 января 2013 г. осуществлен запуск в коммерческую эксплуатацию электропоездов ЭС1 "Ласточка".

Электропоездами ЭС1 "Ласточка" успешно выполнены задачи по транспортному обслуживанию пассажиров во время проведения ХХVII Всемирной летней Универсиады в г. Казань в 2013 г. и во время проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи в 2014 г.

Электропоезда ЭС1 "Ласточка" эксплуатируются на полигонах Октябрьской, Московской, Горьковской и Северо-Кавказской железных дорог.

Техническое обслуживание всей партии из 54 электропоездов ЭС1 "Ласточка" осуществляется специалистами компании "Сименс" в моторвагонных депо Санкт-Петербург – Московское Октябрьской железной дороги и на станции Адлер Северо-Кавказской железной дороги на основании договора с ОАО "РЖД" от 07.09.2011 № 1025. Договором предусмотрено осуществление компанией "Сименс" всего спектра работ, направленных на обеспечение постоянной эксплуатации электропоездов "Ласточка", включая техническое обслуживание и ремонт на весь срок службы подвижного состава, составляющий 40 лет.

Электропоезд серии ЭС2Г "Ласточка" производства компании ООО "Уральские локомотивы" (Россия)

В соответствии с условиями договора от 07.09.2011 г. № 4092/11 на поставку электропоездов для пригородных пассажирских перевозок, заключенного между компаниями ОАО "РЖД" и ООО "Уральские локомотивы", предусмотрена разработка и поставка 1200 вагонов электропоездов. В период 2015 – 2023 гг. ООО "Уральские локомотивы" произведут 1200 вагонов электропоездов для пригородного, городского и межрегионального сообщения. В настоящее время базовым проектом по разработке и производству инновационного моторвагонного подвижного состава для пассажирских перевозок, реализуемым в настоящее время в ООО "Уральские локомотивы", является электропоезд типа ЭГЭ – "электропоезд городской экспресс" (серия ЭС2Г "Ласточка"). Одним из условий договора является поэтапная локализация производства. К концу 2017 года уровень локализации должен составить не менее 80% от стоимости электропоезда.

С целью реализации данной задачи на территории ООО "Уральские локомотивы" в рекордно короткие сроки был построен новый производственный комплекс, предназначенный для выпуска электропоездов "Ласточка", и в мае 2013 г. состоялся запуск производства кузовов для электропоездов ЭС2Г, а уже в ноябре 2013 г. запущено серийное производство электропоездов ЭС2Г.

30 мая 2014 г. на территории ООО "Уральские локомотивы" состоялась торжественная презентация первого электропоезда серии ЭС2Г "Ласточка", произведенного в России.

В период с апреля по декабрь 2014 г. успешно проведен комплекс предварительных, приемочных и сертификационных испытаний электропоездов ЭС2Г "Ласточка".

14 и 15 декабря 2014 г. на территории ООО "Уральские локомотивы" состоялось заседание приемочной комиссии по рассмотрению результатов разработки и испытаний электропоездов ЭС2Г "Ласточка", 30 декабря получен сертификат соответствия на данный подвижной состав.

18 июня 2015 г. между ОАО "РЖД" и "Сименс" заключено дополнительное соглашение № 6 к договору о техническом обслуживании и ремонте 54 электропоездов ЭС1 "Ласточка", предусматривающее вступление в действие нового договора, в соответствии с которым техническое обслуживание и ремонт 294 электропоездов "Ласточка" (договоры №№ 1101, 950 – 54 электропоезда ЭС1 производства "Сименс АГ" и 4092/11 – 240 электропоездов ЭС2Г (1200 вагонов) производства ООО "Уральские локомотивы") выполняется в моторвагонных депо на станции Подмосковная Московской железной дороги и на станции Адлер Северо-Кавказской железной дороги. Договором предусматривается осуществление компанией "Сименс" всего спектра работ, направленных на обеспечение постоянной эксплуатации электропоездов "Ласточка", включая техническое обслуживание и ремонт в течение всего срока службы подвижного состава, составляющего 40 лет.

С 1 октября 2015 г. начата коммерческая эксплуатация электропоездов ЭС2Г "Ласточка". Электропоезда ЭС2Г эксплуатируются на полигонах Октябрьской, Московской и Свердловской железных дорог, а именно на участках:

  • Москва – Крюково – Тверь (Октябрьская железная дорога.);
  • Екатеринбург – Нижний Тагил (Свердловская железная дорога);
  • Екатеринбург – Каменск-Уральский (Свердловская железная дорога).

В 2015 году поставлено и принято в эксплуатируемый парк ОАО "РЖД" 23 электропоезда ЭС2Г. До конца 2016 года планируется поставка в ОАО "РЖД" 30 электропоездов ЭС2Г.

Грузовой магистральный электровоз переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями – 2ЭС7

Электровоз ГранитНа IV Международном железнодорожном салоне техники и технологий ЕХРО-1520 состоялась презентация грузового восьмиосного двухсекционного электровоза переменного тока с асинхронным тяговым приводом мощностью 8800 кВт. Данный электровоз разработан совместно с концерном "Сименс" по инициативе ООО "Уральские локомотивы". Электровоз создан на платформе 2ЭС10 с максимальным использованием отработанных в эксплуатации основных технических решений. Данному электровозу (проект 11201) присвоено серийное обозначение – 2ЭС7.

Электровоз оснащен асинхронным тяговым приводом с поосным регулированием момента, что обеспечивает возможность реализации граничных значений силы тяги при оптимальном расходе электроэнергии.

Комплект тягового оборудования фирмы "Сименс АГ" адаптирован к условиям эксплуатации на Российских железных дорогах. Актуальность принятых технических решений подтверждена успешной эксплуатацией электровозов "Гранит" 2ЭС10 в Урало-Сибирском регионе, в том числе с тяжеловесными поездами.

В период с 28 по 30 мая 2014 г. в ООО "Уральские локомотивы" была проведена приемочная комиссия по приемке электровоза 2ЭС7. Результаты приемочных и сертификационных испытаний подтвердили соответствие электровоза требованиям технического задания. Комплекту конструкторской и технологической документации на электровоз 2ЭС7 присвоена литера "О1". На электровоз 2ЭС7 получен сертификат от 30 мая 2014 г. № СС ФЖТ RU.ЦТ03.А.10908 сроком действия до 30 мая 2017 г. В настоящее время (с 15 января 2015 г.) электровоз 2ЭС7 проходит эксплуатационные испытания на участке Карталы (Южно-Уральская железная дорога) – Магнитогорск (Южно-Уральская железная дорога) – Инзер (Куйбышевская железная дорога).

Инфраструктурные проекты с участием компании "Сименс АГ"

Во исполнение положений Стратегического меморандума между ОАО "Российские железные дороги" и "Сименс АГ" осуществляется взаимодействие по направлениям:

  • адаптация комплексной защиты объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта от атмосферных и коммутационных перенапряжений по техническим решениям компании "Сименс АГ";
  • автоматизация сортировочных горок c применением системы автоматизации MSR32 компании "Сименс АГ".

Для улучшения защиты объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" от атмосферных и коммутационных перенапряжений разработаны и введены в эксплуатацию технические решения по оборудованию средствами защиты систем МПЦИ-МЗФ, разработанных ЗАО "Форатек" с использованием опыта и помощи "Сименс АГ", на станциях:

  • Айдырля Южно-Уральской железной дороги (декабрь 2010 г.);
  • Никулино Куйбышевской железной дороги (декабрь 2010 г.);
  • Турмасово Юго-Восточной железной дороги (1 квартал 2011 г.).

В рамках взаимодействия в вопросах автоматизации сортировочных горок c применением системы автоматизации MSR 32 компании "Сименс АГ" ведутся работы по внедрению технических средств системы автоматизации MSR 32 сортировочной горки станции Лужская Октябрьской железной дороги. Этому предшествовали испытания в 2010 году элементов системы MSR32 на станции Красноярск-Восточный. С декабря 2012 по сентябрь 2013 г. проводились испытания доработанных под требования российских железных дорог гидравлического замедлителя Sona и стрелочного электропривода "Сименс АГ" в условиях низкотемпературной зоны на сортировочной горке станции Новая Еловка Красноярской железной дороги. В период испытаний в зимних условия замедлитель проработал при температурах до -36,5°С, а также в условиях суточных перепадов температур в 25°С.

В сентябре 2013 г. подписан договор между ДКРС и ООО "Сименс" на выполнение комплекса работ, включая монтажные, пуско-наладочные работы и поставку гидравлической системы торможения, сортировки и управления сортировочной горкой MSR 32 на сортировочной станции Лужская. Строительно-монтажные работы первой очереди ввода объекта ведутся по графику.

15 ноября 2013 г. подписано Соглашение между ОАО "РЖД", ООО "Сименс" и "Сименс АГ" "О совместных правах на результаты интеллектуальной деятельности", которая будет создана в соответствии с договором при выполнении комплекса работ по поставке MSR 32 на сортировочной станции Лужская.

17 декабря 2014 г. состоялось подписание договора на техническое обслуживание MSR 32.

По 1-му этапу строительства целевые задачи выполнены. ООО "Сименс" завершены пуско-наладочные работы под нагрузкой по роспуску вагонов подвижного состава. С 3 июля 2015 г. проведены комиссионные испытания для осуществления пуска по 1-му этапу в коммерческую эксплуатацию и с 24 июля 2015 г. система MSR 32 включена в опытную эксплуатацию.

По 2-му этапу ведется наладка оборудования. Работы выполняются в соответствии с утвержденным графиком производства работ.

Согласно план-графика производства работ ввод системы MSR 32 по 4-му этапу и ввод в эксплуатацию в полном объеме запланирован на 1 марта 2017 года.

Железнодорожно-паромная линия Усть-Луга – Зассниц/Мукран

В целях скорейшей реализации проекта паромной линии Усть-Луга – Зассниц, а также организации ее эффективной эксплуатации был сформирован совместный Российско-Германский наблюдательный совет по вопросам развития железнодорожно-паромного сообщения Зассниц – Усть-Луга.

После вступления Российской Федерации в 2010 году в Межправительственную организацию по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ) и присоединения к КОТИФ на этом маршруте стало возможным оформление грузов с применением унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.

В целях привлечения на маршрут новых грузовладельцев осуществлен запуск регулярного паромного сообщения Зассниц – Усть-Луга, торжественная церемония которого состоялась 8 июня 2012 г.

Контейнерные перевозки в сообщении Россия – Германия

Дочерние предприятия холдинга РЖД активно развивают проекты контейнерных перевозок в направлении Россия - Германия и транзитом по территории России из Юго-Восточной Азии. С 2007 года ПАО "ТрансКонтейнер" осуществляет перевозки автокомплектующих из Германии, Чехии и Словакии на сборочный завод Volkswagen, расположенный в г. Калуге.

В 2012 г. в г. Чунцине (КНР) с участием китайской, российской, казахстанской и немецкой сторон зарегистрировано совместное предприятие YuXinOu (Chongqing) Logistics Co., Ltd, которое осуществляет регулярные железнодорожные контейнерные перевозки по маршруту Китай – Европа с оказанием полного комплекса логистических услуг "от двери до двери".

С 2014 г. в рамках проекта "Фар Ист Лэнд Бридж" начал курсировать контейнерный поезд по маршруту Дуйсбург – Чунцин, в составе которого осуществляется перевозка запасных частей к автомобилям из Германии, Польши через территорию Белоруссии в Китай транзитом по территории Казахстана. Это позволило обеспечить закольцованность маршрутов доставки грузов по направлению Чунцин – Дуйсбург – Чунцин.

Также в сообщении Россия – Германия курсируют контейнерные поезда "Восточный ветер" (Берлин – Бекасово сорт., Кунцево‑2 через Красное), "Монгольский вектор" (Наушки – Брест) и др.

Сотрудничество ОАО "РЖД" и АО "Германская железная дорога" по подготовке кадров

Ежегодно в рамках плана краткосрочных зарубежных стажировок и в ходе двустороннего сотрудничества ОАО "РЖД" и АО "Германская железная дорога" группы руководителей ОАО "РЖД" выезжают на объекты железных дорог Германии для ознакомления с передовым опытом немецких коллег.

Наиболее популярными направлениями для изучения являются вопросы высокоскоростного и скоростного движения, содержания инфраструктуры, метрологии, управления транспортно-строительными объектами, взаимодействия с органами власти, стратегического развития и управления и др.

В 2015 году в период с 18 по 22 мая в Германии проведена стажировка для руководителей Центров Желдорконтроль и Желдораудит по программе "Корпоративный аудит на железных дорогах Германии". На встрече с руководством АО "Германская железная дорога" обсуждены основные вопросы, касающиеся внутреннего аудита, контроля и управления рисками.

С 4 по 6 июня 2015 г. организована и проведена зарубежная стажировка двенадцати членов рабочей группы по классификации железнодорожных линий и корректировке нормативной базы. В процессе стажировки группа встречалась с руководителями подразделений АО "Германская железная дорога", причастными к работе по проекту классификации железнодорожных линий.

В 2016 году в период с 14 по 18 февраля в г. Дармштадт (Германия) на базе предприятий Германских железных дорог прошел выездной учебный модуль по дисциплине "Транспортная логистика" для слушателей программы "Мастер делового администрирования для ОАО "РЖД" Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Кроме того, в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве в области развития кадрового потенциала между ОАО "РЖД" и АО "Германская железная дорога" реализуется программа "Молодые профессионалы", направленная на обмен опытом между высокопотенциальными молодыми руководителями и специалистами.

На текущий момент состоялись три цикла программы (2010/2011 гг., 2012/2013 гг., 2014/2015 гг.). В рамках российских модулей программы для молодых немецких железнодорожников организовано посещение передовых объектов производственной и социальной инфраструктуры ОАО "РЖД", рабочие встречи с руководством холдинга, посещение бизнес-конференций, в частности форума "Стратегическое партнерство 1520", а также знакомство с историей и культурой России.

В ходе третьего цикла программы в декабре 2014 года в г. Потсдаме (Германия) для участников организованы совместные двухдневные тренинговые мероприятия, а в период с 21 мая по 6 июня 2015 г. проведена стажировка работников АО "Германская железная дорога" на объектах ОАО "РЖД", расположенных в границах Московской, Куйбышевской, Октябрьской и Северо-Кавказской железных дорог.

Ответный визит молодежной делегации ОАО "РЖД" в Германию и завершение третьего цикла программы состоялись в период со 2 по 13 ноября 2015 г. За время стажировки молодые работники холдинга РЖД провели более 30 рабочих встреч с представителями руководящего состава и экспертами немецкой компании, а также посетили ключевые объекты инфраструктуры АО "Германская железная дорога".

screenRenderTime=2