ОАО "РЖД" в мировой транспортной системе

Грузовой поезд

25 июня 2016 г. в Пекине в рамках визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Китай подписано Соглашение о всестороннем стратегическом сотрудничестве между ОАО "РЖД" и "Китайскими железными дорогами".

В развитие этих договоренностей стороны проводят системную работу по целому ряду направлений:

  • развитие пограничных железнодорожных переходов между двумя странами в целях увеличения пропускной и провозной способности железных дорог и увеличения объемов международных пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок;
  • развитие контейнерных перевозок в международном железнодорожном сообщении, увеличение интенсивности пропуска контейнерных поездов для привлечения дополнительных объемов грузов;
  • организация перевозок новых типов грузов (почтовые отправления), используя каналы электронной торговли в сообщении Китай – Россия и Китай - Европа, в том числе в составе международных пассажирских поездов по маршруту Пекин – Москва и в составе регулярных контейнерных поездов в сообщении Китай – Россия и Китай - Европа;
  • развитие железнодорожных транспортных коридоров между Китаем и Европой, проходящих через территорию России и других стран, в целях формирования устойчивого спроса и повышения привлекательности контейнерных перевозок в сообщении Китай - Европа;
  • сотрудничество в области развития инфраструктуры и строительства трансграничной железнодорожной инфраструктуры;
  • взаимодействие в области научно-технического сотрудничества и инноваций.

Сотрудничество в области высокоскоростного железнодорожного сообщения (ВСМ Москва - Казань)

В рамках развития партнерских отношений с Китайской Народной Республикой 13 октября 2014 г. состоялось подписание Меморандума в области высокоскоростного железнодорожного сообщения. Целью подписанного документа является реализация проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин (общая протяженность коридора между столицами составляет 7,8 тыс. км, из них более 3 тыс. км линии, проходящей по территории КНР от Пекина до Урумчи, находится на конечной стадии строительства).

Пилотным проектом ВСМ в России является строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали по маршруту Москва – Казань с продлением на Екатеринбург.

18 июня 2015 г. в соответствии с итогами открытого конкурса АО "Скоростные магистрали" и консорциум компаний-проектировщиков (при участии ОАО "Мосгипротранс", ОАО "Нижегородметропроект" и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd) подписали договор на разработку проектной документации для строительства участка Москва – Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург.

Дополнительная информация по проекту доступна на сайте ОАО "Скоростные магистрали": www.hsrail.ru

Развитие существующих и новых российско-китайских пограничных переходов

В настоящее время железнодорожные грузовые перевозки между Россией и Китаем осуществляются через пограничные переходы Забайкальск – Маньчжурия, Гродеково – Суйфэньхэ, Махалино – Хуньчунь, а также Наушки – Сухэ-Батор (транзитом по территории Монголии), Достык – Алашанькоу (транзитом по территории Казахстана), а также через припортовые станции.

В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года запланировано дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к пограничному переходу Забайкальск – Маньчжурия.

В период с 2016 по 2030 гг. планируется повышение пропускной способности пограничного перехода Гродеково – Суйфэньхэ за счет укладки вторых путей на лимитирующих перегонах участка Уссурийск – Гродеково.

Кроме того, в рамках программы "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (Восточный полигон)" запланировано развитие железнодорожной инфраструктуры участка Махалино – Камышовая – Госграница.

В соответствии с программой сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока Китайской Народной Республики на период до 2018 года реализуется инвестиционный проект по созданию пограничного перехода Нижнеленинское – Тунцзян. ОАО "РЖД" обеспечивает реконструкцию железнодорожной линии Биробиджан – Ленинск на подходах к этому переходу.

С 2014 года начали осуществляться на регулярной основе перевозки из России в регионы Северо-Восточной Азии и Китая через железнодорожный пограничный переход Махалино – Хуньчунь. В настоящее время ведется работа по расширению номенклатуры грузов для перевозки через указанный погранпереход.

С учетом роста экономики северо-восточных провинций Китая одним из перспективных направлений развития сотрудничества является обеспечение перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах из северо-восточных провинций Китая, не имеющих прямого выхода к морю, через российские порты Дальнего Востока в Японию, Республику Корея и в обратном направлении.

Евроазиатские грузовые перевозки

Важное значение имеют проекты по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа. Дочерними компаниями ОАО "РЖД" (ПАО "ТрансКонтейнер", АО "РЖД Логистика" и др.) разработаны новые маршруты доставки контейнерных грузов из стран АТР в Европу и в обратном направлении (Чунцин – Дуйсбург, Чжэнчжоу – Гамбург, Чэнду – Лодзь, Ухань – Гамбург, Иу – Мадрид, Инкоу – Центролит, Инкоу – Добра и др.), по которым осуществляются регулярные железнодорожные контейнерные перевозки с оказанием полного комплекса логистических услуг "от двери до двери".

Перевозки почтовых отправлений

В рамках соглашения о сотрудничестве между Почтой России и Почтой Китая, подписанного в сентябре 2015 года в присутствии Президента Российской Федерации В.В.Путина в ходе официального визита в Китай, а также соглашения между холдингом "РЖД" и "Китайскими железными дорогами", подписанного в июне 2016 года в г. Пекине, проводится работа по организации международного почтового железнодорожного обмена между Россией и Китаем.

screenRenderTime=1