ОАО "РЖД" в мировой транспортной системе

 

Грузовой поезд

КИТАЙ

Сотрудничество в области логистики

25 июня 2016 г. в г. Пекине в рамках визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Китай подписано Соглашение о всестороннем стратегическом сотрудничестве между ОАО "РЖД" и "Китайскими железными дорогами".

В развитие этих договоренностей стороны проводят системную работу по целому ряду направлений:

  • развитие пограничных железнодорожных переходов между двумя странами в целях увеличения пропускной и провозной способности железных дорог и увеличения объемов международных пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок;
  • развитие контейнерных перевозок в международном железнодорожном сообщении, увеличение интенсивности пропуска контейнерных поездов для привлечения дополнительных объемов грузов;
  • организация перевозок новых типов грузов, используя каналы электронной торговли в сообщении Китай – Россия и Китай - Европа, в том числе в составе международных пассажирских поездов по маршруту Пекин – Москва и в составе регулярных контейнерных поездов в сообщении Китай – Россия и Китай - Европа;
  • развитие железнодорожных транспортных коридоров между Китаем и Европой, проходящих через территорию России и других стран, в целях формирования устойчивого спроса и повышения привлекательности контейнерных перевозок в сообщении Китай - Европа;
  • взаимодействие в области научно-технического сотрудничества и инноваций.

В настоящее время железнодорожные грузовые перевозки между Россией и Китаем осуществляются через пограничные переходы Забайкальск – Маньчжурия, Гродеково – Суйфэньхэ, Махалино – Хуньчунь, Наушки – Сухэ-Батор (транзитом по территории Монголии), Достык – Алашанькоу (транзитом по территории Казахстана), а также через припортовые станции.

В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года запланировано дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к пограничному переходу Забайкальск – Маньчжурия.

В период с 2016 по 2030 гг. планируется повышение пропускной способности пограничного перехода Гродеково – Суйфэньхэ за счет укладки вторых путей на лимитирующих перегонах участка Уссурийск – Гродеково.

Кроме того, в рамках программы "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (Восточный полигон)" запланировано развитие железнодорожной инфраструктуры участка Махалино – Камышовая – Госграница. В настоящее время ведется работа по расширению номенклатуры грузов для перевозки через указанный погранпереход.

В соответствии с программой сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока Китайской Народной Республики на период до 2018 года реализуется инвестиционный проект по созданию пограничного перехода Нижнеленинское – Тунцзян. ОАО "РЖД" обеспечивает реконструкцию железнодорожной линии Биробиджан – Ленинск на подходах к этому переходу.

В 2016 году подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО "РЖД" и группой компаний "Инкоу порт", которое предусматривает совместную реализацию проекта создания международного терминально-логистического центра на базе ТЛЦ Белый Раст. Кроме того, заключен меморандум о намерениях между ОАО "РЖД", китайской компанией "Синотранс", правительством Калужской области и АО "Российский экспортный центр", который будет способствовать развитию трансграничной торговли России и Китая. 

Проекты в области высокоскоростного железнодорожного сообщения

13 октября 2014 г. состоялось подписание Меморандума в области высокоскоростного железнодорожного сообщения. Целью подписанного документа является реализация проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин (общая протяженность коридора между столицами составляет более 7 тыс. км).

Пилотным проектом ВСМ в России является строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали по маршруту "Москва – Казань".

Сотрудничество по проекту осуществляется в рамках российско-китайской рабочей группы по сотрудничеству в области ВСМ и рабочей группы предприятий. Проведено по 7 заседаний рабочих групп.

Евро-азиатские грузовые перевозки

Важное значение имеют проекты по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа. Дочерними компаниями ОАО "РЖД" (АО "ОТЛК", ПАО "ТрансКонтейнер", АО "РЖД Логистика" и др.) разработаны новые маршруты доставки контейнерных грузов из стран АТР в Европу и в обратном направлении (Чунцин – Дуйсбург, Чжэнчжоу – Гамбург, Чэнду – Лодзь, Ухань – Гамбург, Иу – Мадрид, Инкоу – Центролит, Инкоу – До́бра и др.), по которым осуществляются регулярные железнодорожные контейнерные перевозки с оказанием полного комплекса логистических услуг "от двери до двери".

В апреле 2017 года между железными дорогами Китая, Беларуси, Германии, Казахстана, Монголии, Польши и России подписано Соглашение об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа.

Подписание данного соглашения будет способствовать развитию международных транспортных коридоров (в том числе, проходящих по территории России), скоординированному и сбалансированному развитию железнодорожной инфраструктуры, созданию терминально-складских, погрузочно-разгрузочных и других объектов логистической инфраструктуры и обеспечению перевозок подвижным составом для беспрепятственного пропуска контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа.

Также будут разработаны новые транспортно-логистические продукты, включая перевозки грузов трансграничной электронной торговли, почтовых отправлений, а также грузов, перевозимых с поддержанием температурного режима.

МОНГОЛИЯ

ОАО "РЖД" осуществляет доверительное управление российским пакетом акций общества "Улан-Баторская железная дорога".

При участии специалистов компании удалось вывести общество из кризиса и стабилизировать финансовое положение АО "УБЖД". Объемы перевозок грузов по Улан-Баторской железной дороге в 2014 году достигли исторически максимального уровня – 21,1 млн тонн.

В 2014-2015 гг. была разработана "Программа перспективного технического развития УБЖД на период до 2020 года".

Модернизация Улан-Баторской железной дороги должна обеспечить необходимое увеличение пропускной способности как для перевозок грузов, прежде всего, полезных ископаемых с месторождений Монголии в направлении портов Дальнего Востока России, так и для роста транзитных перевозок между Россией и Китаем.

3 сентября 2014 г. в ходе визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Монголию было подписано Соглашение между ОАО "Российские железные дороги" и Министерством дорог и транспорта Монголии о стратегическом партнерстве по модернизации и развитию Улан-Баторской железной дороги.

Кроме того, в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Российской Федерацией, Монголией и Китайской Народной Республикой, подписанным 9 июля 2015 г. в г. Уфе, экспертами России, Монголии и Китая разработана программа создания экономического коридора Россия – Монголия – Китай и перечень приоритетных проектов.

Подписание программы и перечня состоялось в ходе саммита глав правительств России, Монголии и Китая 23 июня 2016 г. в г. Ташкенте.

В части развития железнодорожной инфраструктуры в разделе "Транспортная инфраструктура" перечня предусмотрено проведение мероприятий по реализации проектов Центрального, Северного, Западного и Восточного коридоров, расширение международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2" и других проектов.

КНДР

Проект Хасан – Раджин

Восстановление участка железной дороги от ст. Хасан (Россия) до порта Раджин (КНДР) позиционируется как пилотный этап реконструкции Транскорейской железнодорожной магистрали.

Проект реализован в период 2008-2014 гг. совместным предприятием "РасонКонТранс".

В 2014-2016 гг. транзитом через порт Раджин перевезено 2,8 млн тонн грузов. Проводится работа по увеличению объемов транзитных перевозок по данному маршруту.

Пропускная способность участка Хасан – Раджин и терминала рассчитана на 5 млн тонн грузов в год.

ЯПОНИЯ

Перспективные направления российско-японского сотрудничества в области железнодорожного транспорта:

  • развитие железнодорожных перевозок грузов из Японии назначением в Россию и ЕС по Транссибирской магистрали с использованием транспортных продуктов ОАО "РЖД" ("Транссиб за 7 суток", "Байкал Шаттл");
  • реализация совместных проектов по созданию многопрофильных центров профилактической и превентивной медицины на базе медицинских учреждений ОАО "РЖД";
  • проработка вопроса сопряжения информационных систем по отслеживанию контейнерных грузов;
  • реализация совместных проектов по развитию терминально-логистической инфраструктуры, в первую очередь на Дальнем Востоке;
  • создание прямого железнодорожного сообщения Россия – Япония через территорию островов Сахалин и Хоккайдо.

ВЬЕТНАМ

Прорабатывается возможность участия холдинга "РЖД" в проекте строительства железнодорожной линии протяженностью 242 км от месторождений бокситов в провинциях Бинь Фыок и Дак Нонг до морского порта Вунг Тау. В рамках проекта компания может выступить в качестве технического консультанта и/или подрядчика по проектированию и строительству.

Кроме того, 6 апреля 2015 г. в г. Ханое было подписано Соглашение о сотрудничестве между ОАО "РЖД" и ГК "Вьетнамские железные дороги". Документ предусматривает развитие взаимодействия сторон по широкому спектру направлений в железнодорожной сфере: логистика, реализация инфраструктурных проектов, сотрудничество в рамках международных организаций, обмен опытом и научно-технической информацией, обучение специалистов, производство и поставка продукции железнодорожного назначения.

ИНДОНЕЗИЯ

Начиная с 2010 года при поддержке холдинга "РЖД" и МИД России на о. Калимантан развивается проект создания комплексной железнодорожной инфраструктуры.

Продолжаются переговоры с потенциальными грузоотправителями, которые могут быть заинтересованы в строительстве железной дороги для транспортировки угля в северной части Восточного Калимантана.

ИНДИЯ

В развитие положений Меморандума о взаимопонимании между Министерством железных дорог Республики Индии (ИЖД) и ОАО "РЖД" в отношении технического сотрудничества в железнодорожной сфере от 24 декабря 2015 г. в октябре 2016 года стороны подписали Протокол о сотрудничестве по программе "Скоростные железные дороги".

В настоящее время ведется совместная работа по подписанию договора между ОАО "РЖД" и Министерством железных дорог Индии на разработку ТЭО и тендерной документации по проекту модернизации участка Нагпур – Секундерабад (575 км) для увеличения скорости движения поездов до 200 км/ч.

Также изучаются другие проекты на индийском рынке на предмет возможного участия в них холдинга "РЖД" в формате оказания услуг инжинирингового консалтинга, выполнения работ по строительству, модернизации, электрификации железнодорожных линий, в т.ч. на конкурсной основе.

screenRenderTime=1